Профориентационная работа в техникуме
Основной целью профориентационной работы ОГБПОУ «Кадомского технологического техникума» является привлечение преподавательского состава, мастеров п/о, а также учащихся и студентов техникума к активному участию в научно – обоснованной системе мер по профессиональной ориентации молодежи района и близлежащих от него мест.
Задачи профориентационной работы:
- формирование перечня востребованных программ на среднесрочную перспективу - изучение и прогнозирование перспектив формирования контингента техникума; - комплектование групп 1 курса;
- конструирование системы профориентационной работы;
- пропаганда высокого уровня образовательной деятельности и культуры быта техникума;
- повышение качества контингента обучающихся (более высокий образовательный уровень, увеличение количества «отличников» и «хорошистов»);
- создание привлекательного образа техникума в районе, области; создание возможностей трудоустройства на муниципальные предприятия района и Рязанской области;
- подготовка буклетов, листовок, видеороликов о технически востребованных профессиях;
- расширение перечня профессий по которым ведется профессиональная подготовка - к сотрудничеству с Центром занятости населения - установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ, а также работодателями.
Профессиональная ориентация ОГБПОУ «КТТ» как система деятельности включает в себя следующие компоненты:
- профессиональное просвещение (профинформация);
- профессиональная консультация; - организация экскурсий по учебной организации (групповых и индивидуальных);
- организация мастер-классов по профессиям и специальностям;
- развитие кружковой работы, спортивных секций с привлечением школьников.
По реализации данных компонентов педагогический коллектив техникума регулярно проводит работу в средних общеобразовательных школах. Профессиональное просвещение проводится во время встреч педагогического коллектива техникума с учащимися 9-х и 11-х классов и их родителями. Оно предусматривает овладение учащимися общеобразовательной школы определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях получения профессий и специальностей в ОГБПОУ «КТТ» , информацию о наиболее общих признаках профессий и специальностей, о требованиях к ним и о процедуре поступления в техникум.
Профессиональная консультация предполагает установление соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей школьника специфическим требованиям той или иной профессии (специальности). Специалисты техникума оказывают консультацию абитуриентам, поступающим на ту или иную профессию (специальность).
Система профориентационной работы техникума включает как традиционные, так и инновационные формы работы:
- проведение информационной, агитационной, разъяснительной работы среди школьников о модели формирования контингента учащихся и студентов техникума;
- привлечение преподавателей и студентов техникума к пропаганде уровня образовательной деятельности техникума;
- проведение аналитической и исследовательской работы по изучению перспектив формирования контингента, формирование плана набора учащихся и студентов на 1 курс;
- развитие деятельностных форм взаимодействия со школьниками, организация нетрадиционных форм внеклассных мероприятий.
Содержание деятельности. В профориентационной работе выделяется несколько необходимых этапов:
- организационный;
- информационно-аналитический;
- непосредственная работа с обучающимися, выпускниками школ, района области, и их родителями;
- создание привлекательного образа техникума;
- работа приемной комиссии.
На организационном этапе происходит утверждение перечня профессий и специальностей, по которым будет проводиться подготовка в текущем году. Определяются школы, производится закрепление инженерно-педагогических работников за каждой конкретной школой. Создаются группы учащихся и студентов, которые будут проводить агитационную работу. На втором этапе происходит сбор информации о количестве выпускников в 9-х и 11-х классах школ района и области.
1) В ходе бесед с классными руководителями школ, преподавателями выясняются планы выпускников относительно выбора будущей профессии и учебного заведения, где они хотели бы обучаться.
2) определяется для каждой школы количество выпускников, которые должны поступить в техникум (т.е. закладываются плановые цифровые ориентиры). Поступающая информация анализируется, изучается количество учащихся, успевающих на «хорошо» и «отлично», на «удовлетворительно».
На третьем этапе происходят непосредственные выходы и выезды инженерно-педагогических работников в школы. Мастера и преподаватели встречаются с учащимися, в ходе бесед дают им необходимую информацию о профессиях и специальностях, условиях обучения, возможных перспективах после окончания техникума. На таких беседах очень важно донести до сознания школьников основное содержание деятельности по интересующим их профессиям и специальностям.
Важным звеном в профориентационной работе техникума является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которой лежат трудности семейного воспитания – непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное – мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей. Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий и специальностей. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии или специальности. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся. Данная работа реализуется через родительские собрания, где родителям дается информация о новых профессиях и специальностях нашего техникума, об условиях обучения, возможных перспективах после окончания техникума.
С целью знакомства с техникумом ежегодно проводятся «Дни открытых дверей», где школьники встречаются с преподавателями и мастерами производственного обучения различных специальностей и профессий. Организовываются мастер – классы и экскурсии по техникуму, по мастерским и лабораториям. Такие экскурсии эффективно влияют на профессиональный интерес школьников, если хорошо продумана и организована цель такой встречи, подробное знакомство с профессией.
Во время таких экскурсий школьники получают следующую информацию:
- общие сведения о профессии;
- психофизиологические требования к определенной профессий (специальности) к человеку;
- характеристика процесса обучения и процесса прохождения практики на различных предприятиях;
Этап создания привлекательного образа техникума реализуется на протяжении всего учебного года и включает в себя:
- участие и выступление учащихся и студентов во всех районных, зональных и областных мероприятиях, спортивных соревнованиях и забегах, конкурсах технического мастерства, ярмарках вакансий, различных акциях, концертах, православных, благотворительных и областных ярмарках, работа с кадетами, молодогвардейцами, волонтерами а также публикации в местной прессе и на сайте техникума;
- освещение мероприятий в местной прессе и на сайте техникума.
На этапе работы приемной комиссии организовывается целенаправленная деятельность с поступающим контингентом.